Украина стоит на пороге рынка Европы

1b0da38c

европа 4 мая в Брюсселе стартовал свежий, 16-й круг переговоров между Украиной и ЕС об образовании зоны свободной торговли.

В 2016 году переговоры существенно активировались. Лишь в марте Брюссель два раза посетил первый вице-премьер — министр финансового формирования и торговли Андрей Клюев.

После 3-х летних переговоров соглашение готово на 90%, сообщил российский премьер Анатолий Азаров, что практически доказали представители Еврокомиссии. После подписания оно будет деталью договора об организации между Украиной и ЕС.

Для чего нам это соглашение?

На теоретическом уровне в итоге образования зоны свободной торговли российские предприятия должны получить доступ на азиатские рынки. А это не менее 500 млн покупателей. До сегодняшнего дня размер нашего вывоза в страны Европы очевидно не отвечает ни нашим полномочиям, ни емкости этих рынков. На данный момент часть ЕС в совместной конструкции внешнеторгового выражения России составляет 25,5%. В 2016 г размер российского вывоза в ЕС (27 стран — 13,323 миллиона долларов США) был меньше, чем в одной РФ (13,432 миллиона долларов США).

Доктор Киевской школы экономики Александро Шепотило посчитал: если б Украина была членом ЕС либо, в любом случае, имела бы с ним зону свободной торговли, за 5 лет она повысила бы собственный вывоз на 10%, что в финансовом измерении составило бы около 4 миллионов долларов США заработка. Про это говорит опыт Болгарии, Румынии и других стран — свежих членов ЕС, подчеркивает Шепотило. Но эти выкладки довольно условны — это целиком зависит от точных требований точной сделки. Также имеется специалисты, которые приводят иные числа. Дескать, в случае подписания договора в предлагаемом ЕС виде, еще ухудшится коммерческое сальдо Украины, что приблизительно на 1% понизит рост российского ВВП.

Область свободной торговли с ЕС обязана иметь второе стратегически важное следствие для Украины: вовлечение вложений в производственную сферу. «У нас в институтах учится около 70% молодежи, данный уровень выше, чем, к примеру, во Франции либо иных странах Европы. При этом средняя зарплата колеблется от 2,5 до 3,5 тыс грн. Другими словами имея дорогую и организованную рабочую мощь, большой потенциал в качестве земельных ресурсов, сравнительно образованную инфраструктуру, восточные бизнесмены могут вынести сюда часть собственных производств, а потом реализовывать товары назад в Европу», — поясняет Олег Устенко, директор Интернационального Фонда Блейзера. По анализам Интернационального центра многообещающих исследовательских работ, из-за уменьшения стоимости состояния и повышения его притока, достаток населения специально может подняться на 5%. Однако это пока — только теоретически.

Камни преткновения

Светлые возможности разбиваются о жесткие реалии. Европа не торопится открывать двери перед украинскими изготовителями. Российские переговорщики за прошедшее время достигли существенных перемен проекта договора, снизив число несоответствующих названий, которые подлежали квотированию при вывозе — с 2,5 миллионов до 400.

Одним из камней преткновения остается торговля земельной продукцией. В отличии от Украины, ЕС вносит большие средства в формирование своего АПК: в 2010 году траты на данную сферу составили 54 миллионов euro, что составляет около половины от совместного расчета. В первый раз за последнее время коммерческое сальдо с ЕС по сельхозпродукции за 2010 год было негативное и составило 185,2 млн долларов. Российская сторона весьма взволнована этим, вследствие этого ждет от ЕС предельного доступа к его рынкам.

Управляющий отделом финансовой и социальной стратегии Государственного факультета стратегически важных исследовательских работ Вячеслав Кусало подчеркивает, что ЕС имеет весьма высочайший уровень обороны внешнего рынка и производительные платформы помощи своих изготовителей, что ставит Украину в неодинаковые критерии на переговорах: «ЕС будет играть активно против свободного допуска российской земельной продукции на собственные рынки, применяя, как доводы распределяемого ряда, так и доводы, сопряженные со снабжением санитарной, ветеринарной части».

К примеру, квоту на импорт российской пшеницы ЕС предлагал установить в размере всего 200 миллионов тонн, впрочем Украина раз в год вывозит около 7-15 млн тонн. Изумительно, однако небольшой Молдове, которая в общем вывозит пшеницы меньше Украины в сотню раз, ЕС повышает квоту на пшеницу до 50 миллионов тонн при том, что она лишь начинает переговоры с ЕС о ЗСТ.

Аналогичная картина и с ячменем. ЕС предлагал официальному Киеву квоту размером 12 миллионов тонн. Однако Украина считается одним из лидеров всемирного рынка данной культуры, и масштабы нашего вывоза также вычисляется миллионами тонн.

Квоту на мясо птицы Украине предоставляли в 10 миллионов тонн. Однако в последнее время данная область у нас развивается хорошими ритмами, наш ввоз сокращается, а вывоз увеличивается. Украина, по прогнозу специалистов, быстро может не только лишь гарантировать себя, но также и трансформироваться в сильного экспортера. И тут есть прямая конкуренция с азиатскими изготовителями. К примеру, по результатам 2009 года Украина была 2-м импортером мяса птицы из ЕС после РФ. А ЕС преимущественно употребляет бразильский ввоз, но российская птица вполне может быть для европейцев примерно на 15% выгоднее. Вследствие этого рекомендуемые твердые ограничения никоим образом не вмещаются в логику свободной торговли.

«Данная позиция нам загадочна, так как для нас вывоз аграрной продукции, такой как злак, ячмень, мясо и прочие товары, — это значительная образующая вывоза, которая могла бы по крайней мере отчасти восполнить негативное сальдо коммерческого баланса между ЕС и Украиной», — сообщил премьер Украины Анатолий Азаров. «Я полагаю, что Украина на самом деле будет до последнего ждать, чтобы эти квоты повысили либо на протяжении установленного времени убрали. На самом деле это для Украины принципиально», — полагает младший плановик Интернационального центра многообещающих исследовательских работ Ильдар Газизулин.

Вторым условием ЕС считается отказ российских изготовителей от применения патентованных географических наименований «ликер», «шампанское», «кагор» и т.д. В ответ Украина хочет получить со стороны ЕС ряд компенсирующих граней. Синхронно в отношении продукции, наименования которых считаются известными и стали видовыми на территории нашего страны, формальный Киев настаивает на сохранении возможности их изготовления как раз под аналогичными наименованиями. Так как с условием такого запрета российские изготовители спиртного могут потерять, по сведениям «Укрвинпрома», половину прибыли. Но азиатская сторона окончательно настаивает на собственном.

Какая возможность?

Соглашение любой стоимостью Украине не надо, но достичь уступок российской стороне будет очень трудно — Европа очень твердо защищает свои интересы. В критериях, когда ЕС испытывает существенные финансовые неприятности, азиатские депутаты установлены в твердые рамки. На Еврокомиссию, с одной стороны, жмут свои бизнесмены, с иной — свои политики. При этом следует помнить и о том, что ЕС финансирует очень многие инфраструктурные планы и реформы, проводимые на Украине, вследствие этого всегда рассчитывала на кротость российской стороны.

Ясно, что переговоры будут долгими и маетными. «Для вице-президента В. Януковича это решение будет на самом деле имиджевым в положительном плане для того, чтобы отчитаться, например, об успехах политических», — полагает зам. гендиректора Центра Разумкова Валерий Седой. На Банковской, похоже, это очень хорошо осознают. Поэтому возглавить переговорный процесс вице-президент установил первого вице-премьера Андрея Клюева, которого в кулуарах называют одним из самых лучших «переговорщиков». По словам Седого, это позитивное решение и знак ЕС о том, что вопрос о ЗСТ стал общественно-политическим для российского правительства и вице-президента. «У нас осталось несколько так именуемых ярко-красных маячков, по которым мы можем отыскать примирительное решение. Мы условились, что на уровне специалистов начнем поиск подобных решений с тем, чтобы в процессе 16 раунда мы продвинулись в решении трудных вопросов, которые есть еще. Мы заинтересованы в том, чтобы приготовить документ к подписанию в 1-й половине 2014 г», — рассказал Андрей Клюев после встречи в Брюсселе 2 мая.

По сведениям из различных источников, Клюев сделал позитивное ощущение, как на азиатских госслужащих, так и на представителей большого европейского бизнеса. несколько азиатских политических деятелей сообщили о готовности поддерживать Украину в подписании договора о ЗСТ, а потом и Договора об организации с ЕС. Например, министры зарубежных дел Германии Гидо Вестервелле и Испании Тринидад Хименес сформулировали подготовленность помогать переговорному процессу. А парламентарий Европарламента Олег Зелевский полагает, что председательство Польши в ЕС в третьем полугодии 2011 года посодействует решению договора о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

В общем Европа готова сотрудничать с текущей властью, которая начала заниматься непопулярными реформами. Как сообщает российский политолог Кость Бондаренко, подготовленность исправлять российскую экономику и социальную сферу — это индульгенция для российской власти и гарантия ее помощи со стороны ЕС. Так, со слов члена Еврокомиссии Штефана Фюле, Украина сделала существенные шаги в финансовом и общественно-политическом формировании.

Также, Украина в настоящее время прилагает все старания, чтобы не повторить погрешностей входа во Мировую коммерческую организацию. Ошибки, которые были выполнены в 2008 году, среди остального повлекли рост негативного сальдо российской внутренней торговли. Андрей Клюев заявляет, что российская делегация в переговорах следует интересами российских изготовителей и их возможностями с позиции исхода на рынок Европы.

Тем не менее, следует помнить, что для Украины образование зоны свободной торговли с ЕС — не цель, а скорее всего хитрый шаг. Исполнение договора об организации учитывает существенную перестройку российской экономики. А это будет требовать существенных денежных ресурсов. Принимая во внимание, что адаптация российских заводов к общепризнанным меркам ЕС — довольно трудный, расходный и долгий процесс, оказание ЕС экономической помощи для помощи структурных реформ, обеспечение доступа к поощрительному кредитованию и прочих денежных приборов (ЕИБ и ЕБРР) может существенно упростить переходный раунд для российской индустрии. Аналогичный Документ о помощи со стороны ЕС и был подписан 2 мая. По документу, ЕС даст Украине 470 млн euro.

Российская делегация настроена на поиск компромисса. При этом, в Киеве властвует соображение о том, что соглашение для договора Украине не надо. «В настоящее время общественно-политическая установка и вице-президента, и правительства заключается не в том, чтобы любой стоимостью принять это соглашение. Полагаю, что установка несколько другая — принять соглашение только на тех критериях, которые удовлетворяют российскую сторону», — говорит глава руководства Центра практических общественно-политических исследовательских работ «Пента»Владимир Фесенко.

При этом направляет на себя внимание активизация в последние годы формальной Города Москва. На данную тему высказались и первый вице-премьер Иван Шувалов и премьер РФ В. Путин. Первый представил договоренности Украины и ЕС опасностью Таможенному альянсу РФ, Беларуси, Казахстана, а 2-й сообщил об опасности образования таможенной границы между Россией и Украиной.

Ответ российской стороны на подобную реакцию был соломоновым: правительство рекомендовало вице-президенту установить первого вице-премьера Клюева синхронно государственным координатором по вопросам финансового партнерства с СНГ. Прежде всего, он по должности отныне отвечает за наружную коммерцию. А во-вторых, такое решение призвано увязать трудные вопросы финансового партнерства с двумя самыми крупными украинскими внешнеэкономическими компаньонами. Так как свежие рынки получить сложно, а потерять то, что обладаешь — легко.

«Такие предназначения позволяют на квалифицированном и, достаточно хорошем уровне, увязывать вопросы между зоной свободной торговли с Евросоюзом и зоной свободной торговли с русскими и странами ближнего зарубежья. Когда 1 человек согласовывает эти процессы — это позволяет отыскать компромисс и снять довольно аргументированные опаски таких же жителей России касательно того, что может появиться риск для Таможенного единения «, — полагает политолог Фесенко.

В роли такого компромисса Киевом рассматривается вероятность одновременной активизации партнерства в СНГ, например подписание нового договора о зоне свободной торговли в рамках Содружества. Со слов специалистов, как раз Украина последнее десятилетие старалась форсировать подготовку и установление такого документа. Он обязан находиться на нормах и принципах ВТО, что позволит Украине отчасти перевести коммерческие дискуссии с той же Россией из общественно-политической плоскости в международно-правовую.

В любом случае Украина должна работать со всеми государствами, которые вполне могут быть вероятными рынками сбыта для наших продукции либо инвесторами в формирование российской индустрии.

Мирослава Русак

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *